Абиотические факторы среды

Вспомните.
Какие факторы называются абиотическими? Что такое терморегуляция? Какие организмы способны к терморегуляции?
Как вы думаете.
Какие лучи входят в состав солнечного спектра? Каково их значение для живых организмов?
В ходе эволюции организмы приспосабливаются к абиотическим факторам и сами участвуют в формировании абиотической среды. Например, клубеньковые бактерии насыщают почву азотом, растения увлажняют воздух, препятствуют эрозии и удерживают влагу в земле, животные-фильтраторы очищают водоёмы от органических загрязнений, в процессе дыхания живые организмы поглощают кислород и выделяют углекислый газ, изменяя состав атмосферного воздуха и т. д. Факторы неживой природы, в свою очередь, оказывают существенное влияние на живые организмы.
Температура — один из важнейших абиотических факторов, который влияет на большинство физических и химических процессов, связанных с жизнедеятельностью организмов.
Различают организмы с непостоянной температурой тела — холоднокровные — и организмы с постоянной температурой тела — теплокровные (рис. 176). Температура тела холоднокровных животных зависит от температуры окружающей среды. Её повышение вызывает у них интенсификацию жизненных процессов и ускорение развития, а понижение приводит к замедлению этих процессов. Теплокровные животные в значительно меньшей степени зависят от температуры окружающей среды. Они способны к терморегуляции.
Группы животных по отношению к температуре окружающей среды

Рис. 176. Группы животных по отношению к температуре окружающей среды

Терморегуляция — это способность организмов поддерживать температуру своего тела на относительно постоянном уровне, независимо от температуры окружающей среды.


Ароморфные изменения строения позволили таким животным, птицам и млекопитающим сохранять активность при очень резких перепадах температур и освоить практически все места обитания.
Некоторые существа, особенно в стадии покоя, способны существовать при очень низких температурах. Например, отдельные виды бактерий выдерживают охлаждение до –200 °С, а некоторые водоросли могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре 80—88 °С. Большинство видов приспособлено к довольно узкому диапазону колебания температур. В воде он значительно меньше, чем на суше, соответственно и пределы выносливости к колебаниям температуры у водных организмов уже, чем у наземных. Хотя наземные организмы приспособились к значительным колебаниям температуры среды, оптимальная температура для их жизнедеятельности находится в сравнительно узких пределах 15—30 °С.
Температура меняется в течение суток и в связи со сменой сезонов. Организмы, которые обычно подвергаются воздействию сезонных температур, что наблюдается в умеренных зонах, хуже переносят постоянную температуру. Однако резкие колебания температуры — сильные морозы или зной — также неблагоприятны для них.
Существует много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом. С наступлением зимы растения и холоднокровные животные впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается, в тканях запасается много жиров и углеводов. Количество воды в клетках уменьшается, зато накапливаются сахара и глицерин, препятствующие замерзанию. В жаркое время года включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение воды через устьица, что приводит к понижению температуры листьев. У животных в этих условиях также усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожные покровы.
Таким образом, температура окружающей среды представляет собой важный и зачастую ограничивающий фактор.
Свет в форме солнечной радиации обеспечивает все жизненные процессы на Земле. Для организмов важны длина волны воспринимаемого излучения, его интенсивность и продолжительность воздействия.
Ультрафиолетовые лучи с длиной волны более 0,3 мкм составляют примерно 10% лучистой энергии, достигающей земной поверхности. В небольших дозах они необходимы животным и человеку. Под их воздействием в организме образуется витамин D. Насекомые зрительно различают ультрафиолетовые лучи и пользуются этим для ориентации на местности в облачную погоду.
Наибольшее влияние на организм оказывает видимый свет с длиной волны 0,4—0,75 мкм. Энергия видимого света составляет около 45% общего количества лучистой энергии, падающей на Землю. Видимый свет менее всего ослабляется при прохождении через плотные облака и воду. Поэтому фотосинтез может идти и при пасмурной погоде, и под слоем воды определённой толщины. В процессе эволюции преимущество получили растения, пигменты которых поглощали часть спектра излучения Солнца, наиболее богатую энергией. Синий (0,4—0,5 мкм) и красный (0,6—0,7 мкм) свет особенно сильно поглощается хлорофиллом. Видимый свет также обеспечивает возможность животных ориентироваться в пространстве.
Инфракрасные лучи солнечного спектра являются источником тепловой энергии.
В зависимости от условий обитания растения адаптируются к тени — теневыносливые растения — или, напротив, к яркому солнцу — светолюбивые растения. К последней группе относятся, например, хлебные злаки. Однако и у светолюбивых растений увеличение интенсивности освещения сверх оптимальной подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получить высокие урожаи культур, богатых белком.
Очень важную роль в регуляции активности живых организмов и их развития играет продолжительность воздействия света — фотопериод. В умеренных зонах, севернее и южнее экватора, цикл развития растений и животных приурочен к сезонам года и подготовка к изменению температурных условий осуществляется на основе сигнала — длины дня, которая в отличие от других сезонных факторов в определённое время года в данном месте всегда одинакова.
Фотопериодизм — это реакция организмов на изменение длины светового дня.
Фотопериод представляет собой как бы пусковой механизм, включающий физиологические процессы, последовательно приводящие к росту, цветению растений весной, плодоношению летом и сбрасыванию ими листьев осенью (рис. 177), а также к линьке и накоплению жира, миграции и размножению у птиц и млекопитающих, наступлению стадии покоя у насекомых. Изменение длины дня воспринимается органами зрения у животных или специальными пигментами в листьях растений.
Листопад

Рис. 177. Листопад

Кроме сезонных изменений смена дня и ночи определяет суточный ритм активности как целых организмов, так и физиологических процессов. Способность организмов ощущать время, наличие у них «биологических часов» — важное приспособление, обеспечивающее выживание особи в данных условиях среды.
Влажность. Вода — необходимый компонент клетки, поэтому количество её в тех или иных местах обитания служит ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны в данной местности. Избыток воды в почве приводит к развитию болотной растительности (рис. 178), а недостаток приводит к формированию пустынных почв. В зависимости от влажности почвы и годового количества осадков в разных природных зонах планеты меняется видовой состав растительных сообществ. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, которые переходят в лесостепь. При дальнейшем повышении сухости почвы высокотравье уступает место низкотравью (рис. 179). При годовом количестве осадков 250 мм и менее развивается пустынный ландшафт. Неравномерное распределение осадков по временам года также является важным ограничивающим фактором для организмов.
Болотная растительность

Рис. 178. Болотная растительность

Степная растительность

Рис. 179. Степная растительность

Также в природе происходят суточные колебания влажности воздуха, которые наряду со светом и температурой регулируют активность организмов. Влажность, как экологический фактор, важна и тем, что изменяет эффект температуры. Температура оказывает более выраженное влияние на организм, если влажность очень высока или низка. Точно так же роль влажности повышается, если температура близка к пределам выносливости данного вида. Для видов растений и животных, обитающих в зонах с недостаточной степенью увлажнения, характерно наличие эффективных приспособлений к неблагоприятным условиям засушливости (рис. 180). У растений мощно развита корневая система, повышено осмотическое давление клеточного сока, способствующее удержанию воды в тканях, утолщена кутикула листа, сильно уменьшена или превращена в колючки листовая пластинка. У некоторых растений (саксаул) листья утрачиваются, а фотосинтез осуществляется зелёными стеблями. При отсутствии воды рост пустынных растений прекращается. Кактусы способны запасать большие количества воды в тканях и экономно её расходовать.
Растения, приспособленные к недостатку влаги

Рис. 180. Растения, приспособленные к недостатку влаги

У пустынных животных также есть целый ряд физиологических приспособлений, позволяющих переносить недостаток воды. Мелкие животные — грызуны, пресмыкающиеся, членистоногие — извлекают воду из пищи. Источником воды служит и жир, накапливающийся у некоторых животных в больших количествах (горб у верблюдов). В жаркое время года многие животные, например грызуны и черепахи, впадают в спячку, продолжающуюся несколько месяцев.
Основными абиотическими факторами являются температура, свет и влажность. Однако распространение тех или иных видов зависит и от других факторов неживой природы: ветра, радиации, засолённости, атмосферного давления и т. д.
Запомните!
Абиотические факторы среды: температура, свет, влажность. Животные теплокровные и холоднокровные. Терморегуляция. Растения теневыносливые и светолюбивые. Фотопериодизм.
Проверьте свои знания
  1. Какие факторы среды называются абиотическими? Приведите примеры.
  2. Какие животные называются холоднокровными? Приведите примеры.
  3. Как теплокровные животные осуществляют терморегуляцию? Какие прогрессивные изменения строения их тела (ароморфозы) этому способствуют?
  4. Какие лучи входят в состав солнечного спектра?
  5. Какую роль для жизнедеятельности организмов играют ультрафиолетовые лучи?
  6. Укажите, какая часть спектра видимого излучения Солнца наиболее активно поглощается хлорофиллом зелёных растений.
  7. Перечислите приспособления растений к условиям освещения. Какие растения называются теневыносливыми, а какие — светолюбивыми?
  8. Какую роль в жизнедеятельности организмов играет продолжительность освещения (фотопериод)?
  9. Какую роль играет вода в жизнедеятельности организмов? В формировании видового состава биоценозов?
  10. Какие приспособления в условиях недостатка воды развиваются у растений? Животных?
Подумайте!
  1. Как по внешнему виду отличить растение, произрастающее в тундре? В пустыне?
  2. По каким признакам можно отличить светолюбивое растение от теневыносливого?