Человек познаёт живую природу

Различные сведения об окружающем мире мы получаем из книг, Интернета, средств массовой информации, друг от друга. А как первые люди ориентировались в мире природы, когда этих возможностей не было?

Зачем древний человек познавал живую природу?

Человек испокон веков наблюдал за повадками зверей, ростом и развитием растений и благодаря этому стал искусным охотником, научился различать съедобные, лекарственные, ядовитые растения и даже предсказывать погоду. К примеру, он замечал: если ласточки летают низко над землёй, то скоро будет дождь. Через тысячелетия с помощью разных способов передачи информации об окружающем мире — наскальных рисунков (рис. 1.1), мифов, народных сказаний — древнейший человек донёс нам свои знания о живой природе.

Наскальные  рисунки:  а  —  пещера  Альтамира,  более  15–8  тыс. лет  до  н. э.,  Испания;  б  —  пещера  Шове,  36  тыс.  лет  до  н. э.,  Франция

Рис. 1.1. Наскальные рисунки: а — пещера Альтамира, более 15–8 тыс. лет до н. э., Испания; б — пещера Шове, 36 тыс. лет до н. э., Франция

Вспомните, в каких народных сказках запечатлены особенности растений, животных, которых наблюдали люди.

Как изменялось познание живой природы с течением веков?

Человек познавал живую природу не только из практических нужд, но и из желания раскрыть её тайны. Устная речь, а позже письменность стали ведущими способами передачи информации, благодаря которым знания быстро накапливались. С помощью средств языка античный человек (VI—III вв. до н. э.) описывал животных, растения, явления природы. Древнегреческий учёный Аристотель (рис. 1.2) утверждал, что человек осуществляет наблюдение с помощью органов чувств (первый этап познания), а после осмысливает и описывает воспринятую информацию (второй этап познания). Античные учёные изучали не только растения и животных, но и тело человека, его здоровье, поэтому можно ут-
верждать, что основы медицинских знаний возникли очень давно.

Аристотель.Фрагмент  фре с ки Ра фаэля «Афинская школа»

Рис. 1.2. Аристотель.Фрагмент фре с ки Ра фаэля «Афинская школа»

Используя Интернет, выясните, имя какого древнегреческого целителя носит врачебная клятва.

В Средневековье (VIII—XIII вв.) считалось, что истина содержится в Священном Писании и долг учёных — изучать и ком ментировать замысел Творца, создавшего природу, а не познавать её. Величайшей заслугой христианства было то, что оно заложило основы нравственного отношения к живой природе: «Природа создана неисповедимой Премудростью и заслуживает благоговейного восхищения».

В эпоху Возрождения (XIV-XYII вв.) в Европе возобновился интерес к изучению природы. Организмы наблюдали, измеряли, описывали. Последователями натурализма (от лат. натура — природа) в искусстве были художники Альбрехт Дюрер (рис. 1.3) и Леонардо да Винчи. Результаты своих наблюдений они описывали с помощью художественных средств.

А.  Дюрер.  Травы

Рис. 1.3. А. Дюрер. Травы

Важные изменения в познании природы произошли в XVII в.: был изобретён микроскоп, с помощью которого открыли клеточное строение организмов. В том же веке учёные начали широко применять другой метод познания живой природы — эксперименту проводившийся в специальных лабораторных условиях. Эксперимент расширил возможности изучения биологии, связал её с медициной, сельским хозяйством.

Можно ли изучать живую природу в школьной лаборатории?

Наблюдение, эксперимент — ведущие методы биологии — со временем совершенствовались. В XXI веке в связи с развитием техники и компьютерных технологий учёным, студентам и даже школьникам стало доступно изучение тайн жизни. Множество интересных наблюдений, экспериментов можно провести в школьном кабинете биологии. Па это время он превращается в лабораторию, в которой ученики работают с лупами, микроскопами, моделями, коллекциями, фото- и видеоматериалами, наглядными пособиями, принадлежностями для опытов. В кабинете биологии необходимо соблюдать правила безопасного поведения, следить за порядком на рабочем месте.

Вопросы и задания

  1. Докажите, что наблюдение за живой природой было необходимо древнейшему человеку.
  2. Какие основные методы изучения природы применялись в течение веков?
  3. Почему наблюдения проводили раньше, чем научились ставить эксперименты?
  4. Используя дополнительную литературу или сайты Интернета, подберите примеры пословиц, поговорок скороговорок, содержание которых связано с наблюдением в природе.