Развитие человека после рождения

Вспомните
От чего зависит продолжительность жизни любого организма, в том числе и человека? Чем отличаются непрямое и прямое развитие?
Как вы думаете.
Какой период в жизни человека называют репродуктивным? В каком возрасте наступает психологическая зрелость?
Постэмбриональное развитие человека подразделяют на три основных периода: дорепродуктивный, период зрелости (репродуктивный) и период старения (пострепродуктивный), которые, в свою очередь, разделяют на более мелкие периоды (табл. 4).
По сравнению с остальными млекопитающими половозрелость у человека наступает поздно. Удлинение детства увеличивает время для обучения и приобретения социальных навыков (табл. 5).
Табл. 4
Возрастные периоды постэмбрионального развития человека
Табл. 5
Некоторые важные вехи в развитии ребёнка (по Gesell)
Развитие каждого человека обусловлено взаимодействием генетических (наследственных) и средовых (внешних) факторов. Недостаточное питание, промышленное загрязнение среды, стресс и болезни нарушают развитие и рост человека.
Новорождённость. Грудной возраст. Бо́льшую часть времени новорождённый спит, просыпаясь к времени кормления. Лучший продукт для грудного младенца — молоко матери.
В течение первого года после рождения ребёнок растёт наиболее быстро. Его масса удваивается через 5—6 месяцев после рождения, утраивается к году. Примерно с 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. На 6й неделе ребёнок поднимает и удерживает голову, к 8 месяцам сидит без посторонней помощи, а в конце первого года пытается делать первые шаги (рис. 175). Интенсивно развивается и психика ребёнка. Уже на 2-м месяце жизни ребёнок улыбается при появлении матери, а начиная с 6-месячного возраста у него начинают формироваться первые условные рефлексы на слова. Например, на вопрос: «Где мама?» — ребёнок поворачивается в сторону матери. В это же время появляются первые попытки произнесения слогов и простейших слов.
Формирование изгибов позвоночника у ребёнка грудного возраста

Рис. 175. Формирование изгибов позвоночника у ребёнка грудного возраста

Раннее детство. Особенностями человека, отличающими его от других млекопитающих, являются способность к речи, мышление и двигательная активность, необходимая для дальнейшей трудовой деятельности (гибкие и подвижные пальцы). Для развития всех этих функций очень важен период раннего детства. В это время у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию мира, он активно расширяет свой словарный запас, учится совершать тонкие точные движения. Если с ребёнком мало занимаются, не обращают на него внимания, у него нет новых впечатлений, это приводит в дальнейшем к нарушению его психического и физического развития.
Дошкольный период (первое детство). В течение этого периода дети быстро развиваются, проявляя большой интерес к окружающему их миру. Активно идёт развитие мозга, формируются абстрактное мышление и внутренняя речь. Развитие ребёнка и познание им мира часто происходит во время игры (рис. 176). В игре ребёнок познаёт первые радости победы и учится стойко переживать поражение, он получает уроки честности, справедливости, сострадания, учится действовать в коллективе. Игры побуждают ребёнка к творчеству, способствуют развитию воображения. Подвижные игры и занятия спортом совершенствуют его двигательные способности.
Дети дошкольного возраста

Рис. 176. Дети дошкольного возраста

Школьный период (второе детство и подростковый возраст). В возрасте от 7 до 16 лет организм человека претерпевает очень большие изменения. Важнейшим событием этого этапа является поступление в школу. Учёба — это сложный труд, в процессе которого дети усваивают опыт, накопленный предыдущими поколениями, приобретают социальные навыки, развивают и совершенствуют свои способности (рис. 177).
Дети школьного возраста

Рис. 177. Дети школьного возраста

Половое созревание. Начиная с 11—12 лет в организме подростков происходит глубокая перестройка работы всех систем органов. Это связано с началом полового созревания. Половое созревание — это время, когда организм достигает своей биологической (физиологической) зрелости. Сроки и скорость полового созревания различны и зависят от многих факторов, таких, как наследственные особенности, состояние здоровья, характер питания, климат, бытовые условия и многие другие. В настоящее время созревание у девочек начинается обычно в 11—13 лет, у мальчиков чуть позже — в 12—13 лет. Ведущая роль в этом принадлежит эндокринной системе.
В период полового созревания начинают активно функционировать половые железы. Под действием мужских половых гормонов у мальчиков усиливается рост полового члена и яичек, в которых начинают формироваться сперматозоиды.
Появляются непроизвольные выделения семени — поллюции. Чаще всего они происходят во сне. Это нормальное физиологическое явление, которого не следует опасаться. Главное, тщательно следить за чистотой своих половых органов.
Наряду с изменениями в половой системе, начинают формироваться вторичные половые признаки. Меняется форма гортани, и «ломается» голос — становится более низким. Формируется мужской тип скелета: интенсивно растут кости плечевого пояса и замедляется рост костей таза, плечи становятся шире, развиваются мышцы. Начинается рост волос на лице, груди, лобке, в подмышечных впадинах. Кожа делается более жирной, что может спровоцировать появление угрей.
У девочек под действием женских половых гормонов начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желёз, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах. Увеличивается матка, в яичниках начинают созревать яйцеклетки, о чём свидетельствует появление менструаций.
Серьёзное заблуждение думать, что с наступлением физиологической зрелости подростки становятся взрослыми. Раннее начало половой жизни приводит к задержке роста, физического и психического развития. Случайные половые связи могут привести к заражению различными инфекционными заболеваниями (§ 51). Гораздо больше об общей зрелости человека свидетельствует наступление психологической и социальной зрелости.
Психологическая зрелость — это состояние нравственноустойчивой личности, которая способна контролировать своё поведение в любой ситуации. Психологическая зрелость способствует раскрытию способностей человека, его общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности и т. д. Социальная зрелость зависит от целого ряда условий, таких, как завершение образования, экономическая самостоятельность, политическая и гражданская ответственность.
Юношеский возраст. Этот возраст (16—21 год) совпадает с периодом активного созревания.
В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все системы и аппараты органов практически достигают своей зрелости.
Зрелый, пожилой и старческий возраст. В зрелом возрасте тело изменяется мало. Завершение репродуктивного периода — наиболее длительного этапа постэмбрионального развития — говорит о наступлении периода старения. В пожилом и старческом возрасте (после 74 лет) отмечаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изучает специальная наука геронтология (от греч. geron — старик). Активный образ жизни, регулярные занятия спортом, физическим и интеллектуальным трудом замедляют процесс старения.
Старение неизбежно приводит к смерти — общему для всех живых существ финалу индивидуального развития организмов. Смерть является необходимым условием для смены поколений, т. е. для продолжения существования людей и эволюции человечества в целом.
Постэмбриональный период развития человека разделяется на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Постепенно происходит физическое и психологическое развитие, развитие речи и мышления и т. д. Очень важен дорепродуктивный период, потому что именно в это время идёт интенсивное физическое развитие организма, формируется характер и мировосприятие.
Запомните!
Постэмбриональное развитие: дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды. Половое созревание. Зрелость: физиологическая, психологическая, социальная.
Внимание!

Первая менструация происходит обычно в 12—14 лет, однако в пределах нормы считается и приход первых месячных в период от 9 до 19 лет. После первой менструации следующая может прийти только через 2 или 3 месяца. Со временем менструальный цикл устанавливается, и менструации повторяются через каждые 21—35 дней. Только у 13% всех женщин цикл составляет ровно 28 дней. Менструация длится примерно 2—8 дней. Цикл считается нормальным, если менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней и происходят с равной интенсивностью. Если менструации очень болезненны и обильны, следует обратиться к врачу. При менструациях соблюдать правила личной гигиены необходимо особенно тщательно. Это связано с тем, что кровянистые менструальные выделения являются благоприятной средой для размножения бактерий, в том числе патогенных.

Появление первой менструации свидетельствует только о начале половой зрелости. Организм подростка ещё не готов для нормальной половой жизни и вынашивания плода.

Проверьте свои знания
  1. Каковы особенности постэмбрионального периода развития человека?
  2. Расскажите об особенностях развития ребёнка на первом году жизни.
  3. Для развития каких функций особенно важен период раннего детства?
  4. Что такое половое созревание? Какие изменения происходят в это время в организме подростков?
  5. Сравните понятия физиологической, психологической и социальной зрелости.
  6. Чем занимается наука геронтология?
Задания
  1. Какие вам известны гипотезы о механизмах старения? Приготовьте сообщение на эту тему.
  2. Используя дополнительные источники информации, выясните, что такое акселерация, какие в настоящее время существуют гипотезы о причинах акселерации.