Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека

Вспомните
В каком случае о человеке говорят, что он способный? Чем люди отличаются друг от друга?
Как вы думаете.
Чем отличаются эмоции от чувств? Какие типы темперамента выделяют?
В настоящее время на Земле живут более 6,5 млрд людей. И все они отличаются друг от друга цветом кожи и глаз, формой носа и ушных раковин, ростом и весом, размером ноги и группой крови. Эти признаки можно перечислять бесконечно. Даже одинаковых внешне близнецов всегда смогут различить их родители, потому что психологический облик каждого человека уникален и неповторим. Уже с момента рождения мы имеем индивидуальные особенности, а в дальнейшем приобретаем свой личный жизненный опыт и черты характера.
Эмоции. В течение жизни каждый человек формирует своё отношение к окружающему миру. Ко всем предметам, событиям, к поступкам других людей он относится по-разному: что-то человеку нравится, что-то — нет.
Эмоции — это кратковременные переживания людей в отношении окружающего мира и самих себя.
Положительные эмоции (радость, восторг, наслаждение) возникают тогда, когда цель достигнута, человек добился успеха. В случае неудачи, травмы, болезни возникают неприятные отрицательные эмоции гнев, страх, тревога, разочарование. Ведущую роль в возникновении эмоций играет гипоталамус. Эмоциональные реакции, например плач или смех, не всегда соответствуют эмоции. Так, плакать можно от горя, но бывают и слёзы радости.
Каждую эмоцию обычно сопровождают выразительные движения (рис. 204).
Мимика и выразительные движения

Рис. 204. Мимика и выразительные движения

Мы можем составить представление об эмоциональном состоянии человека по его жестам, мимике, интонации речи, особенностям походки. Однако человек может сознательно сдерживать свои эмоции. Самообладание и умение владеть собой формируются в процессе воспитания, они свидетельствуют о высокой культуре человека. Надо не позволять своим эмоциям преобладать над разумным поведением. Гнев или тревога плохо действуют на нервную систему самого человека и окружающих. Такие эмоции мешают принимать разумные, правильные решения.
Наряду с эмоциями, эмоциональными реакциями и состояниями существуют эмоциональные отношения — чувства (любовь, дружба, ревность, зависть и другие). Эмоциональные отношения обычно направлены на конкретное лицо, объект, явление, они не всегда постоянны.
Чувства появляются, достигают своего максимума, а затем ослабевают или совсем угасают. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе и от личности конкретного человека.
Личность человека. Способности и одарённость
Личность — это конкретный человек, обладающий неповторимым сочетанием физических, физиологических и психических качеств и свойств.
Личностью человек становится постепенно, в процессе общения с другими людьми. Одна из важных черт личности — устойчивость, т.е. способность даже в сложных жизненных ситуациях сохранять свои жизненные установки и убеждения. Выделяют два основных критерия сформировавшейся личности. Во-первых, человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные желания ради чего-то другого (блага других людей, потребностей общества и т.д.). Вторым критерием является способность сознательно руководить собственным поведением.
Главные движущие силы поведения человека, мотивы его деятельности — это его потребности. Творческие потребности лежат в основе интересов, склонностей к определённым знаниям и занятиям. Если человек уже в детстве проявляет склонность к какому-то роду деятельности, можно говорить о наличии у него соответствующих наследственных задатков. Задатки — это врождённые, устойчивые особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Способности — это такие внутренние психические особенности личности, которые позволяют человеку наиболее успешно осуществлять ту или иную деятельность. Способности нельзя сводить к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Однако развиваться способности могут только в результате упорного труда, при активном участии самого человека.
Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Одарённость может быть специальной, т. е. одарённостью к одному виду деятельности, и общей — одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие выдающиеся композиторы были прекрасными художниками, писали стихи и т. д.
Темперамент. Существуют три основных свойства нервной системы, которые определяют особенности высшей нервной деятельности каждого конкретного человека. Это сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов (рис. 205). Различные варианты сочетаний этих свойств дают большое количество типов ВНД. Однако И.П. Павлов, изучая эти свойства, привёл классификацию типов высшей нервной деятельности к четырём классическим темпераментам, выделенным ещё Гиппократом.
Свойства нервной системы

Рис. 205. Свойства нервной системы

Темперамент — устойчивые индивидуальные особенности личности.
Слабый тип ВНД учёный соотнёс с меланхолическим темпераментом. Меланхолик — это легковозбудимый, малообщительный, неразговорчивый тип, глубоко переживающий даже незначительные неудачи.
Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Легковозбудимый, эмоциональный, общительный, активный, с ярко выраженными эмоциями. Несдержанный и вспыльчивый в конфликтных ситуациях.
Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип. Медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением. Флегматик с трудом меняет устоявшиеся привычки.
Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Общительный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, быстро отзывается на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности
Свойства нервной системы наследуются от родителей, но на них в процессе становления личности существенное влияние оказывает окружающая среда. Проявления темперамента в «чистом виде» встречается довольно редко. Большинство людей сочетают в себе признаки разных темпераментов, которые в процессе жизни участвуют в формировании характера человека.
Характер человека
Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в отношении к себе, другим людям и к порученному делу.
В характере также отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень самостоятельности и решительности. Эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, грубость или вежливость, лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, ответственность или безответственность — эти и многие другие черты определяют характер человека.
Какова же связь темперамента с характером? Характер человека — это сплав врождённых свойств высшей нервной деятельности с приобретёнными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми могут быть люди с любым типом темперамента. Однако при определённом темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность и дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту и отзывчивость — меланхолику. Сангвинику проще быть хорошим организатором, принять на себя ответственность и руководить коллективом. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врождёнными свойствами. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Психологический облик каждого человека уникален и неповторим. От рождения мы обладаем определённым темпераментом, но наш характер формируется в течение жизни. Личностью человек становится далеко не сразу.

Каждый человек имеет определённые интересы и склонности (задатки). Внутренние психические особенности личности, которые позволяют человеку наиболее успешно осуществлять ту или иную деятельность, называют способностями. Раннее проявление способностей позволяет говорить об одарённости.

Внимание!

Слабый тип нервной системы — не значит плохой. Среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности, как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фридерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Они сумели преодолеть недостатки своего темперамента и использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие и устойчивые эмоциональные переживания.

Запомните!
Эмоции: положительные, отрицательные. Эмоциональные реакции. Эмоциональные отношения. Личность. Интересы. Склонности. Задатки. Способности. Одарённость. Темперамент. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. Характер.
Проверьте свои знания
  1. В каких ситуациях могут возникать положительные эмоции, а в каких отрицательные?
  2. Приведите примеры эмоций, эмоциональных реакций и эмоциональных отношений.
  3. Проанализируйте материал учебника и определите, чем отличаются и чем схожи понятия «задатки», «способности», «одарённость».
  4. Людей с каким типом нервной системы И. П. Павлов называл «тружениками жизни»?
  5. Какие черты характеризуют людей с сильной неуравновешенной нервной системой?
  6. Чем отличается характер от темперамента?
Подумайте!
  1. Датский художник Херлуф Бидструп изобразил реакцию людей разных темпераментов на одно и то же событие — смятую шляпу (рис. 206). Определите, где изображены действия меланхолика, сангвиника, флегматика и холерика.
    Реакция людей разных темпераментов на одинаковое событие

    Рис. 206. Реакция людей разных темпераментов на одинаковое событие

  2. Подумайте, какие причины могут помешать реализации способностей человека.
  3. Существуют ли эмоции у животных? Докажите свою точку зрения.
Задание
Подготовьте сообщение или презентацию о выдающихся людях, носителях того или иного темперамента, о том, как они смогли преодолеть недостатки своего темперамента или использовать его преимущества.