Внимание. Память и обучение

Вспомните
Какое значение для человека имеет его собственный жизненный опыт?
Как вы думаете.
Какие нарушения памяти вам известны?
Внимание это сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или явлении.
В центре внимания могут оказаться не только внешние события, но и какието внутренние переживания. Без участия внимания мы можем что-то ощущать, но воспринять эту информацию не можем. Наиболее простой формой внимания является ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?»). Чем неожиданнее и значимее будет новый раздражитель, тем больше вероятность того, что мы обратим на него внимание. Интересное или важное для человека событие непроизвольно его привлекает. Например, можно долго, не отвлекаясь, читать интересную книгу или смотреть захватывающий фильм. Произвольное внимание требует волевого усилия. Каждый знает, как трудно заставить себя сосредоточиться на сложном, но малоинтересном деле.
Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный объект без определённой цели, то уже через несколько секунд происходит отвлечение. Если же объект подвижен и постоянно изменяется, устойчивость внимания гораздо выше.
Невнимательного человека называют рассеянным. Рассеянность может возникать из-за слабого произвольного внимания. В этом случае любое постороннее событие отвлекает человека от основной деятельности. Кроме того, рассеянность может быть вызвана чрезмерной концентрацией внимания, когда вся деятельность человека направлена на решение основной задачи и посторонние события просто не замечаются. Следует приучать себя работать в самых разных условиях. Развивая внимание, человек воспитывает свои волевые качества и внутреннюю дисциплину.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, умение преодолевать внешние и внутренние трудности на пути к достижению цели.
Положительные качества воли, проявления её силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие.
Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями, и тормозную, удерживающую человека от совершения нежелательных поступков. Любое волевое действие начинается с выбора цели. Правильный выбор не всегда и не всем даётся легко. Если цель определена, следующим этапом становится выбор средств для её достижения. Выбор цели и средств — это мыслительные процессы. Человек сначала обдумывает свои действия и прогнозирует результаты. Когда волевое действие начинает претворяться в жизнь, человек сверяет полученные результаты со своим замыслом. Людей, которые не отличаются самостоятельностью, часто называют безвольными.
Они или пассивно следуют за лидером, в этом случае говорят о внушаемости, или действуют наперекор ему (явление негативизма). И то, и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли. Волевой человек всегда сам обдумывает предложение и принимает решение согласно собственным намерениям и потребностям.
Обучение и память. В течение жизни человек приобретает свой собственный опыт — обучается.
Обучение — целенаправленный процесс, заключающийся в передаче и усвоении знаний, умений и навыков.
Обучение невозможно без внимания, воли и памяти. Память и обучение — это две стороны единого целого.
Память — это процесс накопления, хранения и последующего воспроизведения информации.
Любые события, происходящие с человеком, остаются в его памяти. Некоторые сильные впечатления могут сохраняться на всю жизнь. Именно благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются знания, умения и навыки, необходимые для жизни. Все психические процессы, которые мы рассматриваем в этом параграфе, и волевые, и познавательные, присущи многим живым организмам. Однако наибольшего развития они достигают у человека.
Виды памяти. Существует несколько видов памяти. Осваивая новый вид спорта, человек учится выполнять определённые движения. Спустя некоторое время эти движения спортсмен выполняет уже автоматически, не задумываясь, как надо плыть или бежать. Это происходит благодаря двигательной памяти.
Запоминать общие картины природы, обстановку, запахи, музыкальные мелодии помогает образная память. Такой вид памяти особенно хорошо развит у музыкантов, художников и представителей других творческих профессий.
Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Словесная память помогает запомнить и воспроизвести прочитанные или услышанные слова. Все виды памяти взаимосвязаны. Одна и та же информация, как правило, запоминается с помощью нескольких видов памяти. Лучше всего запоминается то, что ново, интересно и вызывает сильные эмоции. Причём неприятные переживания запоминаются гораздо сильнее.
В зависимости от длительности хранения информации различают кратковременную и долговременную память. Допустим, нам продиктовали номер телефона, по которому надо срочно позвонить. Мы позвонили, обсудили необходимый вопрос и… забыли номер. Это пример кратковременной памяти, которую ещё называют оперативной, потому что она действует только на время проводимой операции. Объём её невелик. Как правило, в оперативной памяти мы способны удержать всего около семи элементов информации.
Долговременная память сохраняет информацию месяцами, годами и даже в течение всей жизни. Не будь её, мы никогда ничему бы не научились.
В зависимости от того, какой анализатор лучше воспринимает информацию, можно выделить зрительную, слуховую, моторную память. Один лучше воспринимает новые сведения на слух, другой — должен прочитать нужную информацию, увидеть её своими глазами, а некоторым, чтобы запомнить текст, необходимо его переписать.
Тренировка памяти. При запоминании информации надо внимательно прочитать текст и постараться его пересказать. Одно из важных условий запоминания — повторение. Не зря говорят: «Повторение — мать учения!» Для лучшего усвоения материала надо выделить в тексте главные мысли, рассмотреть иллюстрации. Хорошо тренирует память заучивание наизусть стихотворений.
Укреплять и развивать память надо регулярно: чем больше её тренируют, тем лучше она становится. В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьный период. Наибольшего развития память достигает к 25 годам. В пожилом возрасте способность запоминать новую информацию снижается, но профессиональная память сохраняется.
Нарушения памяти. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными физическими, химическими и психологическими причинами, такими, как, например, травма головного мозга, отравление, психическая травма. В 1887 г. российский психиатр Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900) (рис. 201) в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал серьёзные расстройства памяти, возникающие при сильном алкогольном отравлении.
С.С. Корсаков

Рис. 201. С.С. Корсаков

Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или вследствие какого-либо заболевания (нарушения мозгового кровообращения, эпилепсии и т. д.).
Гораздо реже встречается обострение памяти. Люди, отличающиеся этой особенностью, с большим трудом забывают события.
Обучение — это процесс, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, который невозможен без участия воли, внимания и памяти.
Запомните!
Внимание. Рассеянность. Воля. Обучение. Память: образная, эмоциональная, словесная; кратковременная, долговременная. Амнезия.
Проверьте свои знания
  1. Что такое внимание? Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
  2. Что такое волевое действие?
  3. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
  4. Что такое обучение? Какое значение оно имеет для человека?
  5. Чем краткосрочная память отличается от долговременной?
  6. В чём преимущество осмысленного запоминания перед механическим?
Подумайте!
  1. Для специалистов каких профессий важна большая устойчивость внимания?
  2. Почему важно уметь распределять и переключать внимание?
Задания
  1. Приготовьте сообщение или презентацию на тему «Нарушения памяти».
  2. Объясните, почему, если человек впервые идёт по незнакомой местности один, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдёт её в другой раз, а если он идёт с проводником, которому дорога хорошо известна, найти её самостоятельно в следующий раз ему будет трудно.
Это интересно!
Запах и вкус способны воскрешать в памяти давно забытые воспоминания. Лёгкий запах специфических духов, приготовленная пища, цветущий сад или иной давно забытый аромат может вызвать в воображении сцены и эмоции из прошлого. В «Воспоминании о прошлом» французский писатель Марсель Пруст описал то, что случилось с ним после того, как он выпил ложку чая, в которую макнул кусок печенья «мадлен». «Едва только тёплая жидкость смешалась с крошками и коснулась моего нёба, как дрожь пробежала через всё моё тело, и я замер под действием того экстраординарного, что случилась со мной, — писал он. — Изысканное удовольствие вторглось в мои ощущения… без всякого намёка на его происхождение… Внезапно заработала память. Ведь это был вкус того самого кусочка печенья «мадлен», которое по утрам в воскресенье… моя тётя Леони обычно давала мне, опустив его сначала в собственную чашку чая… Немедленно, как декорации, выросли старый серый дом на улице, где была её комната… а затем и весь город, с его людьми, зданиями, садами, церковью и окрестностями. Они приняли форму и осязаемость, вынырнув из того, что было в моей чашке чая».