Общие представления о поведении и психике человека

Вспомните
Что такое рефлекс? Какие виды рефлексов вам известны? Какие функции выполняют большие полушария головного мозга?
Как вы думаете.
Что означает термин «высшая нервная деятельность»?
Потребности организма и поведение человека. Нормальная жизнедеятельность человека возможна лишь при поддержании относительного постоянства состава внутренней среды и всех физиологических процессов, т. е. при поддержании гомеостаза. Для этого организм получает из внешней среды кислород, питательные вещества, минеральные соли, воду, а продукты метаболизма выделяет обратно. Нужда в том, что необходимо для поддержания жизни, для роста и развития, называется потребностью. Наиболее простыми биологическими потребностями является необходимость в приёме пищи, питье воды, регулярном движении, сохранении тепла. Эти потребности называют базовыми. Однако человек — существо не только биологическое, но и социальное. Мы живём в обществе, поэтому каждому из нас свойственны также социальные и творческие потребности (вторичные потребности). К ним относятся, например, потребность учиться — приобретать новые знания, потребность делиться приобретёнными знаниями, передавая их другим людям, потребность в творчестве, в общении и многие другие. Потребности сменяют друг друга в зависимости от нашего субъективного состояния и в зависимости от ситуации в окружающем нас мире. Но в каждый момент времени преобладающей является только одна из них. Активность участка головного мозга, отвечающего за эту потребность, становится господствующей — доминантной и подавляет другие нервные центры. Учение о доминанте было создано российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875—1942) (рис. 194). Доминанта обеспечивает активное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи.
А.А. Ухтомский

Рис. 194. А.А. Ухтомский

Вспомните, когда вы очень голодны, вам сложно сосредоточиться на решении каких-либо других вопросов. Пока вы не поели, всё отступает на второй план. Представьте, что в процессе приготовления пищи вы сильно обожгли руку. Чувство голода мгновенно исчезает, на первый план выходит ощущение боли.
Первоочередной задачей становится оказание себе первой помощи, доминанта сменяется. Таким образом, деятельность человека всегда направлена на удовлетворение основной потребности, т. е. наше поведение всегда является целесообразным.
Поведение — это сложный комплекс двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у человека потребности.
Поведение складывается из врождённых рефлекторных реакций и широкого спектра привычек, навыков, умений, приобретённых в процессе обучения в течение жизни. Сочетание биологических и социальных потребностей делает поведение человека очень сложным и разнообразным.
Психика человека. Любому действию, совершённому человеком, будут предшествовать различные психические процессы, которые внешне наблюдать невозможно.
Психика — это внутренний мир человека, его ощущения и восприятие, память и мышление, эмоции и воля.
Высшая форма психической деятельности — сознание. Психика каждого человека формируется на основе его наследственного материала под влиянием семьи и общества, законов этики и норм морали, правил поведения и традиций. Важнейшим условием формирования психики является освоение речи.
Высшая нервная деятельность. Процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы человека, относят к высшей нервной деятельности.
Термин «высшая нервная деятельность» был впервые введён в науку академиком Иваном Петровичем Павловым (1849—1936) (рис. 195), считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность.
И.П. Павлов

Рис. 195. И.П. Павлов

Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности, которая направлена на приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Вы видите, что по своему содержанию это понятие действительно очень близко к понятиям «поведение» и «психика». Непрерывное совершенствование высшей нервной деятельности происходит в процессе обучения, в результате которого человек приобретает способность выбирать наилучший из возможных вариантов, предвидеть результаты своей деятельности, изменять окружающие его условия, создавать новые материальные и духовные ценности, т. е. осуществлять психическую деятельность.
Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности зависят от характера, темперамента, интеллекта, внимания, памяти и других свойств организма и психики.
Изучение высшей нервной деятельности в России связано в первую очередь с именами двух выдающихся учёных: Ивана Михайловича Сеченова (1829—1905) (рис. 196) и Ивана Петровича Павлова.
В 1863 г. вышла книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В этой работе впервые в истории естествознания поведение и психическая деятельность человека были объяснены рефлекторным принципом работы нервной системы. И.М. Сеченов нижерасположенных отделов, т. е. головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. И.П. Павлов продолжил исследования и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы.
Врождённые рефлексы, которые человек получает от своих предков, учёный назвал безусловными, а рефлексы, выработанные уже после рождения, в течение жизни, — условными. В следующем параграфе мы рассмотрим многообразие рефлексов и особенности их осуществления.
И.М. Сеченов

Рис. 196. И.М. Сеченов

Поведение направлено на удовлетворение потребностей базовых (биологических) и вторичных (социальных, творческих). В каждый момент времени преобладающей (доминантной) является только одна из них. Поведение человека целесообразно.

Психика — это внутренний мир человека, его ощущения и восприятие, память и мышление, эмоции и воля. Высшая нервная деятельность включает все формы психической активности, особенности её проявления зависят от индивидуальных свойств психики каждого человека.

Запомните!
Потребность. Доминанта. Поведение. Психика. Высшая нервная деятельность.
Проверьте свои знания
  1. Что такое потребность?
  2. Назовите известные вам потребности человека.
  3. Что такое доминанта?
  4. Каково значение доминанты в жизни? Какова связь доминанты с потребностями?
  5. Что такое поведение? Почему поведение человека является целенаправленным?
  6. Что называют психикой?
Задание
Приготовьте сообщение или презентацию на тему «Жизнь и деятельность И.М. Сеченова».
Это интересно!
Алексей Алексеевич Ухтомский — российский и советский физиолог, академик, создатель учения о доминанте, был потомственным князем из рода Рюриковичей. Будущий учёный получил очень разностороннее и глубокое образование. Окончил Нижегородский кадетский корпус, затем — словесное отделение Московской духовной академии, где защитил диссертацию. Для того чтобы изучать физиологию, стал студентом физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. А.А. Ухтомский владел семью языками, разбирался в архитектуре, был живописцем и иконописцем, играл на скрипке.

В 1941 г. Ухтомский остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку. Умер учёный 31 августа 1942 г., не успев прочитать подготовленный за неделю до смерти доклад «Система рефлексов в восходящем ряду».