Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, мышление, сознание

Вспомните
Каковы функции больших полушарий головного мозга? Какое значение для эволюции человека имело появление речи? Что такое психика?
Как вы думаете.
Что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой?
Особенности ВНД человека. Ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление — все эти познавательные процессы неразрывно связаны друг с другом. Они обеспечивают сбор, обработку и хранение информации. Благодаря познавательным процессам человек анализирует окружающую обстановку и принимает правильные (адекватные) решения. Способность к познавательной деятельности у людей гораздо выше, чем у животных. Однако есть особенности, которые принципиально отличают высшую нервную деятельность человека. Это сознание, абстрактное мышление и речь.
У человека, как и у других животных, существуют врождённые безусловные рефлексы и рефлексы условные, возникающие в ответ на зрительные, слуховые и другие сенсорные сигналы из внешнего мира.
Систему, анализирующую сигналы, идущие от рецепторов, И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Наши вкусовые и обонятельные, тактильные и зрительные ощущения — это результат её работы. Однако, в отличие от животных, у людей появляется вторая сигнальная система — система речи. Для человека слово — такой же полноценный условный сигнал, как и непосредственно действующие сенсорные стимулы. При этом слово обладает свойством заменять реальные раздражители. Для того чтобы представить некий объект, вам не надо его видеть, трогать или пробовать на вкус, достаточно произнести его название. Слово — это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это «сигнал сигналов», с помощью которого осуществляется, как сказал И.П. Павлов, «специально человеческое высшее мышление».
Речь. Речевое общение — это уникальная особенность человека. Животные общаются между собой с помощью языка жестов и звуков, каждый из которых имеет своё чётко фиксированное значение. Речь — это совершенный инструмент, при помощи которого люди обмениваются мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т. п. При отсутствии письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что делали и о чём думали люди в далёком прошлом. Он не мог бы передать свои мысли и чувства будущим поколениям. Благодаря речи как средству общения человек обменивается опытом, получает и передаёт информацию другим людям. Среди всех познавательных процессов речь занимает особое место, поскольку участвует в мышлении, восприятии, сознании.
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, она состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие, признак предмета.
Исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Как только люди перестают использовать тот или иной язык, он становится мёртвым языком, каким стал, например, латинский.
Речь — это не только произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также понимание речи. Главная роль в восприятии речи на слух принадлежит участку коры больших полушарий, расположенному на границе височной и теменной доли (зона Вернике). Произнесение речи обеспечивает зона Брока   — участок двигательной коры, расположенный в лобной доле (рис. 202). В зрительной коре затылочной доли находится участок, способный распознавать письменную речь.
Речевые зоны коры больших полушарий

Рис. 202. Речевые зоны коры больших полушарий

Межполушарная асимметрия. Между двумя полушариями мозга существуют чёткие различия по функциям. У большинства людей левое полушарие отвечает за речевое общение, оперирует знаками, символами и формулами (рис. 203). Однако это полушарие не различает интонации речи, не получает от музыки эстетического наслаждения, не способно узнавать человеческие лица и воспринимать произведения искусства. Со всеми этими видами деятельности успешно справляется правое полушарие.
Функциональная асимметрия мозга

Рис. 203. Функциональная асимметрия мозга

Развитие речи ребёнка. Несмотря на то что современные языки очень сильно отличаются по структуре и звучанию, дети всех стран и народов удивительно легко усваивают в детстве язык и овладевают речью. Причём этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. Однако если ребёнок изолирован от человеческого общества, он не научится речи. Для того чтобы научиться говорить, нужно с детства слышать речь других людей. К возрасту около одного года все дети начинают произносить отдельные слова. На этапе полутора или двух с половиной лет дети учатся комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы, состоящие из двух-трёх слов.
Воображение
Мышление — это высшая ступень человеческого познания, способность на основе известных знаний и воображения получать новую информацию, способность к обобщению окружающего реального мира и внутренних переживаний.
Основная цель мышления — предугадать будущие существенные изменения во внешней среде, помочь выбрать оптимальную программу поведения. Если процессы мышления основаны в основном на второй сигнальной системе, — говорят об абстрактно-логическом (словесном) мышлении. У большинства людей этот тип мышления связан с левым (речевым) полушарием. Если же возбуждение в процессе мышления распространяется по коре больших полушарий в чувствительные зоны, говорят об образно-эмоциональном, или художественном, мышлении. Это функция в первую очередь правого полушария.
Совокупность индивидуальных особенностей мышления человека называют умом. Основные качества ума — это самостоятельность, критичность, гибкость, творческая инициатива. Логические правила мышления, которые усваивает ребёнок вместе с речью, позволяют в дальнейшем человеку самостоятельно делать правильные выводы. Умение проверять их и объяснять причины своего выбора связано с критичностью мышления. Существенным недостатком мышления является консерватизм, когда человек не может изменить привычке и перейти к принципиально новым идеям. Мышление всегда сосуществует с воображением.
Мышление. Когда ощущение и восприятие прекращаются, т. е. некие раздражители перестают действовать непосредственно на наши органы чувств, в памяти человека остаются представления. Представления памяти — это следы прежних ощущений и восприятий. Однако человек способен представлять себе и те объекты, которых никогда не было. Эти представления называются представлениями воображения.
С воображения начинается творчество, которое позволяет человеку изобретать то, чего не было ранее. Активное воображение позволяет человеку представить результат ещё до начала работы, а затем довести начатое дело до конца. Пассивное воображение — это мечтание, уход от жизни.
Сознание
Сознание — это высшая функция человеческого мозга, способность не только отражать в мозге окружающую действительность, но и формировать отношения с окружающим миром, т. е. регулировать поведение.
Благодаря сознанию существует возможность передать собственное знание другим людям при помощи речи, посредством научных и художественных произведений, технических средств и т.д. На основе базовых и вторичных потребностей человека формируются подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).
Систему, анализирующую сигналы, идущие от рецепторов, называют первой сигнальной системой. Вторая сигнальная система позволяет воспринимать действительность посредством речи. Слово способно заменять реальные раздражители.

Главными чертами, которые отличают высшую нервную деятельность человека от таковой у животных, являются наличие сознания, абстрактного мышления и владение речью.

Запомните!
Первая сигнальная система. Вторая сигнальная система. Речь. Мышление: абстрактно-логическое, образно-эмоциональное. Воображение. Сознание.
Проверьте свои знания
  1. Каково значение познавательной деятельности для человека?
  2. В чём принципиальное отличие первой и второй сигнальных систем?
  3. Каким образом человек усваивает опыт предшествующих поколений?
  4. Где в головном мозге расположены основные центры речи?
  5. Что такое сознание и мышление?
  6. Какие виды мышления существуют?
Подумайте!
  1. Как тип мышления, характерный для конкретного человека, влияет на выбор его будущей профессии?
  2. Для того чтобы оценить умственные способности человека, используют понятие «интеллект». Что такое интеллект? Какие количественные оценки интеллекта вам известны?
Задание
Вспомните героев литературных произведений — Илью Обломова и Манилова. Какой тип воображения для них характерен?
Это интересно!
При поражении центра Брока собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью. Больные осознают бо́льшую часть своих речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь в течение недолгого времени. При поражении центра Вернике появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку. Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больной не замечает своих ошибок.